Notice: Функция _load_textdomain_just_in_time вызвана неправильно. Загрузка перевода для домена cyr2lat была запущена слишком рано. Обычно это индикатор того, что какой-то код в плагине или теме запускается слишком рано. Переводы должны загружаться при выполнении действия init или позже. Дополнительную информацию можно найти на странице «Отладка в WordPress». (Это сообщение было добавлено в версии 6.7.0.) in /home/zapolleb/public_html/wp-includes/functions.php on line 6114

Notice: Функция _load_textdomain_just_in_time вызвана неправильно. Загрузка перевода для домена foogallery была запущена слишком рано. Обычно это индикатор того, что какой-то код в плагине или теме запускается слишком рано. Переводы должны загружаться при выполнении действия init или позже. Дополнительную информацию можно найти на странице «Отладка в WordPress». (Это сообщение было добавлено в версии 6.7.0.) in /home/zapolleb/public_html/wp-includes/functions.php on line 6114

Notice: Функция _load_textdomain_just_in_time вызвана неправильно. Загрузка перевода для домена astra была запущена слишком рано. Обычно это индикатор того, что какой-то код в плагине или теме запускается слишком рано. Переводы должны загружаться при выполнении действия init или позже. Дополнительную информацию можно найти на странице «Отладка в WordPress». (Это сообщение было добавлено в версии 6.7.0.) in /home/zapolleb/public_html/wp-includes/functions.php on line 6114
История деревни — Сайт деревни "Заполье"

История деревни

Небольшое облако над полем.

Солнышко сияет в тишине.

Вот опять в родном Заполье.

Удивляюсь каждой новизне.

На скамейках около заборов

Греются на солнце старики,

Меж собой увлекшись разговором,

Вспоминают были от тоски.

Непривычно сознавать, но годы

Изменили жизнь и быт людей.

И на песни здесь уже не мода,

И сельчане вроде бы не те.

Мы не так жили, не так любили,

И, быть может, кто-то, как и я,

Вспоминает обо всем, что было,

Милый образ в памяти храня.

И сегодня упрекать не надо

Тех, что всё бессильны позабыть.

Радость с грустью всюду только рядом,

Без любви не может счастья быть.

 

Эти строки из стихотворения «Опять я в Заполье», которое поэт Владимир Малевич посвятил своей родной деревне Заполье, расположенной недалеко от Глуска. От городского поселка пять километров нужно проехать по дороге Глуск — Бобруйск (в направлении деревни Городок), затем сразу за указателем свернуть направо на дорогу и проехать еще два километра — сразу за полем находится деревня Заполье, которая входит в состав Калатичского сельсовета.

 

Заполье находится за полем, поэтому оно и получило такое название. В деревню ведет гравийная дорога, которая при въезде расходится в две стороны, то есть на две дороги. Одна из них, если ехать прямо, ведет на ферму и дальше, к дачному поселку «Росинка». Вторая поворачивает направо на улицу Луговая. Именно здесь и начинается деревня Заполье. Улица длинная, широкая, тянется к реке Птичь, протекающей недалеко от деревни.

Здесь есть еще одна улица, которая как бы делит деревню на две части — Заречная.

Раньше у этих улиц не было названий, они получили их недавно. А когда-то люди просто говорили: «Я живу в деревне», «Я живу на поселке».

 

Истоки

Согласно археологическим исследованиям, проведенным в местах, где сейчас находится Заполье и его окрестности, люди жили здесь с древних времен. Свидетельством тому являются два кургана. Один из них был найден в 1955 году на правом берегу реки Птичь, в заболоченной низине, он отмечен на топографической карте. Второй был найден в 1977 году также на правом берегу реки Птичь, в пойме, в урочище Рыгоровщина, которое когда-то называлось «Скапцы». Могильник представляет собой четыре кургана высотой около полуметра, а то и больше, диаметром 10—14 метров. Согласно исследованиям, проведенным ученым Вячеславом Копытиным в 2001 году, один из курганов потревожен искателями сокровищ, а второй размывается и разрушается рекой. В ходе исследований ученые обнаружили и стоянку каменного века — на правом берегу реки Птичь, между курганом и устьем безымянного ручья правого притока реки Птичь, также в урочище Рыгоровщина. Остатки керамики, различные обломки и осколки свидетельствуют о том, что здесь издавна жили люди. Кроме того, были раскопаны три поселения эпохи Древней Руси. Одно из них находится на юго-западной окраине Заполья, на огородах, где были собраны фрагменты древнерусской керамики. Второе поселение находится на юго-восточной стороне кургана, на пастбище, где обнаружены остатки керамики и лепнины с штриховкой. Третье поселение находится также на правом берегу реки, в урочище Остров, где сейчас расположен дачный поселок. Ещё раньше, в 1964 году, ученый Леонид Побаль на правом берегу реки Зарудеча (это правый приток реки Птичь), обнаружил стоянку эпохи неолита и грунтовое захоронение раннего железного века в двух с половиной километрах севернее Заполья, на песчаной насыпи, по которой проходит дорога на пойму, до урочища Ужовка. Здесь на взгорке длиной 200—400 м и шириной 50—100 м, обнаружены части лепной керамики и кальцинированные кости.

 

История деревни по архивным документам

В исторических документах деревня Заполье упоминается с 1758 года. Она входила в состав имения Глуск Речицкого уезда Минского воеводства Великого Княжества Литовского и являлось собственностью князя Радзивилла. Заполье у собственников арендовал Станислав Вейнялович.

В 1765 году в Заполье было 20 дворов. На специальной географической карте Европейской России, изданной в 1868 году, Заполье отмечено как фольварок, а «деревней» оно стало примерно с начала XX века.

С 1793 года Заполье вошло в состав Российской империи и относилось к Бобруйскому уезду Минской губернии. В деревне было 11 дворов и 75 жителей. В начале XIX века оно принадлежало графу Юдицкому, но ему пришлось отдать за долги значительную часть своих владений. В 1838 году Заполье принадлежал помещику Г. Свиду. В 1857 году Заполье вместе с водяной мельницей достается по наследству дворянину Альгерду Абуховичу. До наших дней сохранилось название места на реке — Млинов брод. Название именно «млинов», а не «млынов», почему так — никто не знает.

За рекой, в лесу, селяне гнали самогон, переправляя все необходимое для этого через Млинов брод. Зимой самогоном запасались на весну — картошку сажать, а летом на осень — картошку копать, а еще на свадьбы, крестины и другие нужды. Самогон гнали, но жители деревни не помнят, чтобы здесь были пьяницы.

В XIX веке вдоль реки Птичь был заложен лес. Торговля лесом была очень прибыльной и велась с городами Кременчуг, Херсон и Одесса. Во многих местах Птичь была перегорожена плотинами и мельницами, «…близ села Заполье плотина, сделанная для рыболовства, препятствует течению реки. А в четырех верстах от Заполья лежит город Глуск, служащий центральным пунктом торговли на реке Птичи», — так было написано в «исследованиях» 1864 года.

 

Хутора

В окрестностях Заполья люди жили еще и на хуторах. Хутор Цагельня (52.940368, 28.727234) располагался недалеко от леса. Жители деревни говорят, что свое название оно получило потому, что в тех местах была глина и кто-то делал из нее кирпичи. Во второй половине XIX века на хуторе Цагельня в четырех дворах проживали восемь мужчин и девять женщин, все белорусы. От деревни до Бобруйска 41 верста, до волостного центра, то есть до Глуска, 8 верст, а до Минска 182 версты. На хуторе Остров было три двора, где проживало 15 человек, пять мужчин и десять женщин, тоже все белорусы. От Острова до Глуска — 10 верст, до Бобруйска — 55 верст. А еще был Ульянов хутор, за рекой хутора «Под Фильяном» и Орловица.

 

Как жили запольцы в начале ХХ века

В 1909 году в Заполье на 18 наделах земли насчитывалось 54 хозяйства и 334 жителя (мужчин — 174, женщин — 160). Дома были небольшие, крытые соломой или камышом, со ставнями на окнах, однако вмещавшие большие семьи. Часто, особенно зимой, в одном помещении с людьми жили телята, овцы и птицы.

Большинство домохозяйств были бедными. Дети вырастали, женились, каждый старался иметь свое хозяйство и жить своей семьей, соответственно, землю делили. Чем больше детей было в семье, тем меньшие им доставались наделы и этой земли не хватало. А земля была главным богатством, потому что кормила людей. В Заполье люди выращивали картофель и овощи, сеяли рожь, ячмень, пшеницу, лен, в хозяйственных целях сеяли коноплю и даже табак. Каждый жил за счет своей земли. Что вырастил, так и жить будешь: сытый или голодный, голый, в лохмотьях или одетый.

Чтобы купить землю у какого-нибудь помещика, крестьянин иногда продавал свою единственную лошадь, а сам запрягался в плуг, продавал корову, а иногда даже продавал дом, а сам переезжал жить в стопку.

Жизнь жителей деревни была очень трудной. Чтобы хоть как-то прокормить семью, хозяину приходилось ходить работать к помещику. За день напряженной работы человек получал «залатоўку» («залатоўка» — это 15 копеек; например, в 1913 году в Российской империи 1 литр масла стоил 40 копеек, дюжина яиц — 25 копеек, 1 килограмм сливочного масла — 1 рубль 20 копеек). По пути домой хозяин покупал в корчме растительное масло. Дома пекли драники, смазывая маслом, и эта еда была лучшим лакомством.

Женщины работали и дома, и тоже ходили в заработки. Они брали кудель (очищенное от костры волокно льна, конопли или шерсти, приготовленные для прядения) у богатых людей и долгими осенними и зимними вечерами при лучине пряли ее. За пуд пряжи платили 1 рубль (1 пуд равен 16,38 кг). Бывало, более жалостливый заказчик давал к оплате деньгами еще корзинку картошки или немного муки. Сварит мать большую кастрюлю порезанной кусочками картошки, подколотит мукой и кормит семью — и вкусно, и сытно.

В деревне маленькие девочки и мальчики носили одну и ту же одежду: длинные рубахи из грубого, неотбеленного полотна. Только когда мальчики подрастали, им уже обязательно надо было надевать штаны. Для праздничной одежды хозяйка старалась покрасить какую-то ткань. А краску делали так: собирали ржавое железо, где бы оно ни попадалось, запаривали траву смычай и пропитывали этой ржавчиной полотно, пока оно не почернеет. Таким способом красили штаны и рубашки. Онучи в лапти ((по-другому, портянки, подвертки) — часть обуви, длинная, широкая (около 30 сантиметров) полоса ткани белого, иногда чёрного или коричневого цвета (холщовой, шерстяной) для обмотки ноги до колена (при обувании в лапти) обязательно отбеливались и считались лучшим украшением на праздник. Вот так жили почти все жители Заполья.

В то время в деревне не было ни радио, ни газет, и читать почти никто не умел. О Великой Октябрьской революции деревня узнала только тогда, когда солдаты стали возвращаться домой с фронта. А с их приходом узнали и про новую власть, и о том, что царя свергли. Созданный комитет крестьянской бедноты начал делить панскую землю.

 

Советская власть. Перемены

В 1921 году в Заполье была открыта начальная школа. Она находилась не в самой деревне, а за греблей, если идти в сторону Глуска, через поле, почти напротив кладбища. Только кладбище было чуть подальше, в стороне, ближе к реке, а школа была почти рядом с Калатичами, у самой дороги. О той довоенной школе сейчас напоминают только большие кусты сирени, которые до сих пор каждую весну радуют прохожих своими прекрасными цветами и ароматом. А эта полевая дорога существует и сейчас: как говорят люди, она «спраку веку тут і была» уже много веков, и это более короткий путь до Глуска. Метрами, говорят, не измеряли, но будет не больше трех километров. Дорога эта померена ногами жителей Заполья, которые ходили пешком в местечко. Лошади, измученные тяжелым крестьянским трудом, использовались в качестве транспорта только в крайнем случае.

В 1926 году в Заполье было 70 дворов и 363 жителя.

 

Колллективизация

По одним данным, колхоз в деревне был организован в 1931 году, по другим — в 1934 году, и назывался он «XVII партсъезд». Сразу в колхоз вошли 15 хозяйств — отдали лошадей, коров, семена, зерно… Бывало, что семья сначала шла в колхоз, а потом уходила из него и забирала всё свое имущество обратно. Так могли по несколько раз «бродить» туда-сюда. Сельчанам было очень сложно отдать всё, что заработано тяжелым трудом.

Тем семьям, кто вообще не хотел вступать в колхоз, выделяли всего 20 гектаров земли. Основную ее часть хозяин засевал картофелем, остальную — овощами. А где взять хлеб? Чем кормить семью? Советская власть «давила» единоличников, как могла, принимая против них жесткие меры. Для единоличников вводились различные налоги. Особенно трудным был «временной» налог. В дом приходили представители советской власти и говорили, что у хозяина есть один час на уплату налога — «сдать шесть пудов хлеба». А этого зерна нет у хозяина. Они также специально требовали заплатить налог тем, чего, как они знали, у единоличника на тот момент не было. И тогда они забрали все, что видели: подушки, постилки, одежду…

 

 

1941 год. Война.

С приходом оккупантов деревня притихла. Люди даже печку топили так, чтобы это не бросалось в глаза врагу. С «новым порядком» появились полицаи — свои, местные пошли служить немцам. А позже, зимой, по деревне поползли слухи, что в лесах появились партизаны, что немцы сжигают некоторые деревни. И сейчас, вспоминая войну, сельчане говорят, что Заполье не сожгли, возможно, потому что там было много тех, кто служил врагу. Действительно, во время войны жизнь в Заполье была относительно мирной. Конечно, люди очень боялись немцев, прятались, когда приезжали забирать молодежь в Германию. А так сельчане вели свое хозяйство, засеивали поля, даже женились.

Но, к сожалению, не обошлось и без жертв. Были расстреляны Дмитрий Кирдун, Василь Круглов, Константин Новичонок, Алексей Царик, Николай Василевский, Улас Малевич. Всех расстрелянных немцами похоронили на местном кладбище.

 

Они не вернулись с фронта…

Весть о войне в июне 1941 года пришла к Заполье вместе с почтальоном — он из Глуска принес повестки и раздал их всем мужчинам, которые должны были утром явиться в Глусский военкомат.

В то же утро Данила Тимофеевич Царик, Иван Федорович Акимов, Анатолий Трофимович Головня, Николай Федорович Дрейгал, Филипп Данилович Дрейгаль, Антон Васильевич Дыба, Василь Петрович Царык, Федор Якимович (Яфимович) Антюшеня пошли воевать с немцами. Все они пропали без вести. Александр Павлович Барановский, командир отделения, умер 3 апреля 1942 года, похоронен в городе Малетай в Литве.

 

Июнь 1944-го. Освобождение

Заполье освободили от немцев летом 1944 года, в тот же день, как и освободили Глуск. Здесь, в границах деревень Калатичи и Заполье, в обход противника вышли бойцы 54-й Макеевской стрелковой дивизии, командиром которой был генерал-майор М. М. Данилов. Они форсировали реку Птичь. Передовое подразделение, созданное для этой цели, включало роту пулеметчиков под командованием гвардии старшего лейтенанта Сплавского и взвод минометчиков под командованием капитана Батрака.

Как только немцев прогнали, начался новый призыв на фронт. Тем летом 1944 года много запольцев ушло воевать, но не все вернулись обратно домой.

В родное Заполье не вернулись более тридцати человек. На памятнике, установленном в 1970 году в деревне Мыслотина в память о погибших земляках, также есть фамилии погибших жителей Заполья.

 

Жизнь продолжается

После освобождения в Заполье остались в основном старики, дети и женщины. Им пришлось восстанавливать и свою жизнь, и колхоз. Поля заросли, земля твердая, но надо пахать и сеять. Где пахали, сами впрягаясь в плуг, позже волами, а где и лопатами копали.

Колхоз «XVII Партсъезд» возобновил свою работу. Сначала председателем колхоза был Степан Царик, затем Баранов, а когда в 1960-х годах колхоз вошел в состав колхоза «Правда», то председателем Запольской бригады № 4 сразу был Григорий Степанович Лаптев, после него Григорий Лукич Зайцев. Старшее поколение их очень хорошо помнит и с любовью вспоминает как чутких, отзывчивых и внимательных. Они видели каждого труженика, разговаривали, помогали сельчанам, чем могли.

Бригадиром в колхозе более 25 лет работал Николай Царик. Он родился в Заполье, вырос здесь, вернулся сюда после армии. Николай Васильевич Царик был награжден орденом Красного Знамени, медалью «За трудовую доблесть», имел множество грамот.

Запольская бригада почти всегда была в числе лидеров социалистического соревнования 1970-х и 1980-х годах. Бригада — это жители Заполья. На своих песчаных землях они научились выращивать хорошие урожаи картофеля, собирая до 20 центнеров с гектара. Картофель в основном сажали в Цагельне, «на третьем разрезе», «у дороги, под маяком», на Острове. Рожь родила хорошо. Бывало, с гектара брали 26 и 30 центнеров зерна.

Работники молочной фермы бригады № 4 деревни Заполье всегда показывали хорошие результаты. Среди молочных ферм колхоза «Правда» ферма «Запольская» практически всегда занимала лидирующие позиции по производству молока. А молоко у коров «на языке». Летом скот пасли на пойме, за рекой. Там же заготавливали сено на зиму, в урочищах Горбачев берег, Осиновица, Грузкое. Свеклу в колхозе сажали на Ужовке, кукурузу сеяли «около бочки». Сено сгребали «за дорогой – на клетках».

В 1968 году в деревне было 85 домов. В 1970 году в Заполье проживало 306 человек. В это время Заполье менялось на глазах.

 

Не только работа

В 1968 году на средства колхоза в Заполье был построен клуб. Когда-то на нем была вывеска «Клуб бригады № 4 деревни Заполье». Со входа — небольшой вестибюль. В одной из комнат клуба располагалась небольшая библиотека, была комната для отдыха. Уютный зрительный зал был рассчитан на 120 мест. В клубе проводились встречи с интересными людьми, организовывались различные праздники, показывали фильмы, по вечерам устраивались танцы, концерты, даже был свой хор.

В 1986 году в деревне было 84 двора и 176 жителей.

 

Аллея Кастецкого

Виктор Александрович Кастецкий работал объездчиком в лесхозе. Когда он ушел на заслуженный отдых, то посадил небольшой питомник деревьев. Когда деревья подросли, он высадил их вокруг колхозного двора. Так в околице Заполья появилась аллея, названная аллеей Кастецкого. А еще он вместе со школьниками посадил парк возле колхозного клуба. Сейчас эти тополя стали большими, некоторые из них даже представляют угрозу, и жители деревни их потихоньку вырубают.

Виктор Александрович был бескорыстным, добросердечным человеком, умел столярничать, и в Заполье его называли настоящим народным мастером.

 

Двадцать первый век

Магазин в Заполье снесли в начале XXI века, сейчас продукты привозит автолавка. Бани и школы тоже давно нет. Осталась только ферма.

В 2017 году в Заполье проживало 74 жителя: 35 женщин и 39 мужчин. По данным Калатичского сельисполкома на 1 января 2024 года в Заполье в 29 домах постоянно проживало 57 человек.

Сейчас в Заполье живут и трудоспособные запольцы, и пенсионеры, а еще дачники и бывшие местные жители, которые время от времени приезжают в родную деревню. Они поддерживают порядок в своих дворах, а некоторые и молодой сад посадили. А сад — это уже надежда и даже уверенность в долгой жизни родного уголка.

Деревня продолжает жить медленной и мирной жизнью, о которой писал поэт Владимир Малевич в стихотворении «Родная земля»:

«…У Птичи милое Заполье

На шестьдесят всего дворов,

Почти что нет строений новых.

Здесь сельский труд — всему основа,

Как было много лет назад,

Но не прядут льняные нити,

Не ткут зимою полотно,

Забыли, что такое ситец,

Хлеб не пекут уже давно.

Здесь многое совсем забыто,

Осталось много стариков.

А молодых сюда магнитом

Ты не затянешь без оков.

Пустует клуб, забытый всеми,

Большим замком закрыта дверь.

Как будто юное тут племя

В нем не нуждается теперь.

Так и живут не худо-бедно,

Поговорить с тобой не прочь,

Оно для отдыха не вредно,

У них на это только ночь…»

В 2024 году в самой деревне Заполье появился новый дом. Здесь давно никто не строил ничего нового. И пусть эта стройка станет началом оттепели деревенской жизни и миграции из города в деревню!

Прокрутить вверх