Notice: Функция _load_textdomain_just_in_time вызвана неправильно. Загрузка перевода для домена cyr2lat была запущена слишком рано. Обычно это индикатор того, что какой-то код в плагине или теме запускается слишком рано. Переводы должны загружаться при выполнении действия init или позже. Дополнительную информацию можно найти на странице «Отладка в WordPress». (Это сообщение было добавлено в версии 6.7.0.) in /home/zapolleb/public_html/wp-includes/functions.php on line 6114

Notice: Функция _load_textdomain_just_in_time вызвана неправильно. Загрузка перевода для домена foogallery была запущена слишком рано. Обычно это индикатор того, что какой-то код в плагине или теме запускается слишком рано. Переводы должны загружаться при выполнении действия init или позже. Дополнительную информацию можно найти на странице «Отладка в WordPress». (Это сообщение было добавлено в версии 6.7.0.) in /home/zapolleb/public_html/wp-includes/functions.php on line 6114

Notice: Функция _load_textdomain_just_in_time вызвана неправильно. Загрузка перевода для домена astra была запущена слишком рано. Обычно это индикатор того, что какой-то код в плагине или теме запускается слишком рано. Переводы должны загружаться при выполнении действия init или позже. Дополнительную информацию можно найти на странице «Отладка в WordPress». (Это сообщение было добавлено в версии 6.7.0.) in /home/zapolleb/public_html/wp-includes/functions.php on line 6114
Надежда Ивановна Димова (Малевич) (Луговая, 38) — Сайт деревни "Заполье"

Надежда Ивановна Димова (Малевич) (Луговая, 38)

Надежда Ивановна Малевич (в замужестве Димова), родилась 7 марта 1942 года. До 18 лет жила в Заполье, потом уехала в Воркуту, а 33 года назад, опять вернулась в родную деревню. Проживает в Заполье, ул. Луговая, 38.

Надежда Ивановна, расскажите о себе.

Я родилась в Заполье и до 18 лет здесь жила. Потом уехала, вышла замуж, жила на Севере в Воркуте и после того, как муж вышел на пенсию, мы вернулись обратно в мою родную деревню. И вот я опять здесь живу уже 33 года.

Расскажите о ваших родителях, о семье.

Папу звали Иван Павлович, маму — Матрёна Фёдоровна. Работали они в колхозе. У отца было начальное образование: 4 класса церковноприходской школы, а мама — неграмотная. У нас была большая семья — 8 детей. Все дожили до зрелого возраста, только одна из сестер умерла в 17 лет от плеврита.

Мои родители, прежде чем пожениться встречались 5 лет. Когда полюбили друг друга маме было 15, а отцу 19 лет. Почему так долго не женились? Дело в том, что старшие братья отца еще не женаты были и у мамы сестры не замужем. Вот и ждали своей очереди. Кроме того, молодым парам в то время негде было жить первое время, и они по традиции оставались с родителями. Обычно парень приводил молодую жену к своим родителям (иногда в доме с родителями могло жить несколько взрослых сыновей с семьями). Но мои не могли пойти никуда, так как у обоих большие семьи. Ждали, когда кто-то из сестер выйдет замуж и уйдет жить в другой дом. А еще моя мама помогала растить младших сестер — ее отец в 35 лет умер от перитонита (не успели довезти до больницы) и бабушка больше замуж не выходила.

Вот вы говорите, что могло жить несколько семей в одном доме. Как они ладили между собой?

По-всякому случалось: и мирно жили, и жены ругались, и братья дрались даже.

Раньше в деревнях многие родители не запоминали даты рождений детей, тем более в больших семьях. Как так получилось, что вы знаете свою точную дату рождения?

Мой день рождения запоминался легко, ведь он как раз перед 8 Марта. До войны уже потихоньку в деревню проникали советские праздники и 8 Марта, хоть и не праздновалось, но было на слуху. Отец, несмотря на недостаток школьного образования, был очень эрудированный человек: читал газеты, знал историю, литературу, географию. Если у деревенских жителей возникали какие-то спорные вопросы, то сельчане всегда шли их решать к моему отцу. Вот он и знал дни рождения всех своих детей.

Вы родились во время войны. Какие ваши первые детские воспоминания?

Помню, что в деревне, рядом с нашим домом (в сторону теперешнего поселка) жила женщина-беженка. Я плакала, а она хотела меня обнять, пожалеть. Я была болезненным ребенком, очень болезненным, ведь я восьмая в семье, да и послевоенное тяжелое время не добавляло здоровья. Я помню, что у меня сильно болели ноги и я не могла ходить. Мама меня вынесет на лавочку на улицу, и я там сижу, смотрю на людей.

Что ваши родители рассказывали о войне, как жилось тогда в Заполье?

После освобождения я же еще маленькая была, а позже родители рассказывали только всё обтекаемо, что кого-то убили, расстреляли, за что и так далее. Знаю я немного, но не хочу рассказывать, потому что в деревне живут потомки тех людей, которые были замешаны в военных событиях.

Тогда расскажите о событиях без фамилий.

Был у нас случай, когда сельчанин сапоги снял с мертвого немца. Он откопал немца, представляете! А потом умом тронулся сам… Недалеко от нашего дома была немецкая кухня и рассказывали, что во время войны некоторые немцы подкармливали детей. Всякие и немцы были: и жестокие, и добросердечные, впрочем, как и наши. Это же всё обычные люди.

В деревне время от времени забирали молодежь и подростков, чтобы везти в Германию на работы — хапун. Моего брата Александра (он 1926 года рождения) тоже однажды забрали. Отвезли в Глуск, там держали где-то за решеткой, возможно в тюрьме. Но какой-то хороший человек помог ему сбежать. Брат вернулся ночью в деревню. Родители собрали ему торбочку, и он ушел в лес к партизанам. После освобождения его призвали на фронт и в общей сложности он был на войне 7 лет. Награжден двумя орденами Славы.

Больше о войне я ничего и не знаю.

Давайте тогда перейдем к послевоенным событиям в деревне. Расскажите про школу в Заполье.

Четыре класса я закончила здесь в Заполье. Тут была начальная школа.

А где находилась школа?

Того дома, в котором она располагалась уже нет, его снесли. Он стоял в самом конце нашей улицы. Это был дом полицая (фамилия Дрейгал), который оборудовали под школу.

Может быть помните фамилии ваших одноклассников?

Помню. Надя Барановская, Вера Кирдун, Михаил Амбражевич, Коля Барановский (на поселке жил). Дом, в котором размещалась школа был небольшой, поэтому в одном помещении во время урока могло быть и несколько классов вместе — первый, второй и третий. Учительницу нашу звали Анна Никифоровна Гусакова. Она жила между Калатичами и Глуском в МТСе (в районе машинотракторной станции) и каждый день ходила на работу в Заполье.

Потом один год мы поучились в Калатичах, а затем уже ходили до 10 класса в Глуск.

Все дети любят играть с игрушками. А в вашем детстве они какие были?

Делали из тряпок куклы. Вместо глаз у них были пуговицы.

А в какие игры играли?

Играли в камешки: один подбрасываешь и в это время надо поднять с земли другой и так пока все не соберешь. Играли в аполант, гоняли велосипедное колесо по деревне. (Откуда оно только было у нас, велосипедов ведь в деревне в то время ни у кого днем с огнем не сыскать). Вредничали: привяжем к ставням что-нибудь тяжелое и дергаем за ниточку так, чтобы в окно стучало. Зимой кидали снежки в окна. Морковку на чужом огороде дергали: вытрешь ее о рукав и съешь. Летом в чужие сады лазили за яблоками и грушами. На садовые деревья нужно было платить налоги, поэтому они мало у кого в деревне были. А однажды у нашей соседки, Марки, всю высаженную рассаду капусты вырвали. Зачем? Не знаю, просто из вредности. Это был один раз в жизни, когда меня родители ремнем наказали.

Но большую часть свободного времени летом проводили на речке. Там жгли костры, пекли в золе позаимствованную с чужих огородов картошку. Надо сказать, что у некоторых моих друзей и не было дома еды вдоволь, так что им и картошка такая была за счастье. Например, Нади Барановской мама плакала и говорила, что утром все просыпаются, а кушать в доме вообще не-че-го! Пятеро детей, отец погиб на войне. Потом в колхозе нашем открылась ферма куриная и она оттуда стала яйца носить домой — вот тогда их семья немного ожила. А позже стала досматривать колхозных гусей и стало еще лучше.

Получается, чтобы выжить, приходилось потихоньку воровать?

Да, потому что невозможно было по-другому, некоторые семьи просто умерли бы с голоду.

А еще же налоги были большие…

Да, налоги само собой. Да и в колхозе зарплату не платили деньгами, только трудодни в табель ставили, а выплачивали в конце года зерном, которого было очень мало. За палочки люди и работали… А если надо было купить, к примеру, керосин для лампы, тогда детям яйца не дадут съесть, а несут продавать их в Глуск на рынок, чтобы деньги на керосин были.

Ваша семья голодала?

Нет, у нас отец был и хозяйство большое, хорошая корова. Было масло, молоко, сметана. Но мало было хлеба. Я помню, как мы ходили в Калатичи к людям покупать картошку.

Мои родители вступили в колхоз только после войны. Поэтому у нас было всего лишь 30 соток земли, тогда как у других колхозников по 60.

Почему ваши родители не вступили в колхоз до войны?

Папа был очень хорошим плотником, и он людям ходил рубить дома. Этим и зарабатывал.

До войны заставляли ваших родителей вступать в колхоз?

Да, заставляли, но сильно не настаивали, не притесняли, только уговаривали. Может, потому что много детей в семье было из-за этого и не настаивали.

Были ли в Заполье семьи, которых раскулачили?

Сильно зажиточных в деревне не было. Середнячки да бедняки. Я только одну семью знала, которую раскулачили. Они были по сравнению с другими богатые. У них бочками мед стоял, хозяин по окрестным деревням возил его продавал. Это семья Царик: жену звали Параска, а как звали мужа, я не помню. У них забрали всё имущество, выселили из дома. Они переселились в маленький домик на конце деревни, но через некоторое время вновь вернулись на свое селище и опять построили там хороший дом. Там потом жила их дочка. Вообще, раньше в деревне люди были злые что ли, могли донести на соседа, который жил лучше. Возможно, и на них кто-то донес.

Скажите, знали ли вы Костецких?

Конечно. Помню, что у них жернова были и я с мамой ходила к ним молоть зерно. Всегда про них только хорошее слышала. Особенно хорошая, добрая была Мария. Помню еще такую историю. Их сын Валентин вернулся из армии и привез с собой невесту. Он играл на баяне или гармошке, я уж не помню на чем. Так вот как-то вечером мы пошли к ним гулять (там собралась почти вся деревня в этот день). Валентин играл, его невеста танцевала (очень хорошо, кстати, танцевала), а вся деревня смотрела. Мария никого из дома не прогнала, всех пустила на такую вечеринку к себе. Другая хозяйка, может быть, и выгнала бы, мол, намусорите, натопчете тут нам, а она нет.

Невесту из армии он привез?

Да, но он не жил с ней. Но я об этой девушке ничего не знаю: ни имени, ни откуда она, ни куда делась, ничего. А женился он на местной девушке — дочери полицая, чей дом забрали под школу.

С Аней Костецкой в молодости мы почти не общались — она еще раньше меня уехала из деревни. А вот уже когда она вернулась из Бобруйска и жила здесь в Заполье, то общались, на чай иногда вместе приходили к ее подруге Вере Щербе. Да еще у Евы Кудёлки, нашей общей родственницы, встречались.

Раньше люди ходили друг к другу в дом ходили гулять. Вечёрки называли такие посиделки. А вы ходили?

Ходила. Устраивали их только поздней осенью и зимой. Только это не совсем про гулять. Обычно на таких посиделках женщины занимались рукоделием, стружку осиновую плели. В то же время тут пели песни, шутили, смеялись, истории всякие рассказывали. Парни могли и подшутить над девушками: стружку прятали, например.

Мне очень нравилось, когда вечером в субботу все девушки наряжались, собирались на улице, брали друг друга под руку, шли по деревне и пели песни. Так красиво это было! А теперь, если запоешь на улице, скажут выпила, пьяная (смеется).

С какого возраста можно было приходить на такие посиделки?

У подростков, примерно до 14 лет, были свои посиделки. Все, кто старше — ходили на взрослые вечёрки. Подростков и на танцах по углам распихивали, чтобы не путались под ногами, не давали вперед взрослых высовываться. А нам так хотелось. Но всё своим чередом: взрослели и постепенно вливались во взрослый коллектив.

Были ли завидные кавалеры или невесты в деревне во времена вашей молодости?

Нет, таких не было. Все какие-то одинаковые были, никто не выделялся особо. Ну или мне так казалось.

Куда ходили на танцы?

Иногда на улице прямо могли танцевать. Клуб был на месте того дома, где Анна Петровна Глаз живет сейчас. Там и кино показывали, и танцевали. Киномеханик был местный. Гармонисты тоже свои были: Костик Амбражевич, Алёша Варивонов. Танцевали вальс, польку, краковяк, падеспань. Однажды рядом с Запольем разместились солдаты на учения. Они приходили в деревню на танцы. Мы и с ними танцевали. Босиком! Туфлей жалко было, поэтому босиком танцевали. Натанцуешься так, что ноги отмыть невозможно (смеется).

Что было самое модное из одежды, во что молодежь наряжалась?

Наряжались девушки в платья. Их шили сами или портнихи. В Заполье было три портнихи. Одна из них — моя старшая сестра Анна. Были еще портнихи Федорка и Ганна. Но ткани хорошие были дорогими, да и купить их невозможно было. Очередь в Глуске в магазине еще отстоять надо было. Я в 18 лет, когда поехала на целину, у меня было одно самое нарядное платье из штапеля.

Швейная машинка в то время — это очень дефицитная вещь. Как она оказалась у вашей сестры?

Родители продали корову и купили швейную машинку. Сестра нигде не училась шить — самоучка, талант. Некоторые сельчане сошьют себе какую-то вещь в ателье в Глуске или Бобруйске, им не понравится, и они приносили Анне переделывать. Кроме обычных вещей, типа платья, юбки, она могла сшить пальто, галифе. В Глуске в универмаге работала закройщица — раскраивала ткань, и Анюта наша ходила смотреть на ее работу. Вот так и научилась. За шитье кто деньги платил, а кто и продуктами расплачивался. Сестра в деревне долго не задержалась — уехала на целину. Там жили наши родственники и ее позвали.

Расскажите о том, как был устроен ваш быт: где кушать готовили, где мылись?

Мама мыла нас дома в большой деревянной бадье (цэбре). В деревне позже построили хорошую колхозную баню. Входной билет стоил 20 копеек. Женщины и мужчины туда ходили в разные дни. Например, в субботу — мужчины, в воскресенье — женщины.

Кушать готовили в печке. Папа наш после войны возил на лошади продукты из Минска в Глуск. Оттуда он привез нам железную печку-буржуйку. Мы все вокруг нее собирались и грелись. От печки мало тепла было, а вот с буржуйкой стало получше.

В вашей семье было много детей: где все спали?

Наша мама, сколько я помню, спала на печке. Я, как самая младшая, спала с отцом. Остальные дети на самодельных кроватях.

Белье для кроватей, простыни и покрывала, мама сама делала?

Да. Она пряла и ткала сама.

А лён, шерсть где брали?

Лён сеяли на своем участке, но его было мало. Возможно, мама где-то еще подрабатывала и ей за работу давали лен. Кроме того, мы (да и почти все в деревне) держали много овец. Так что с шерстью проблем не было. Вязали кофты, носки. А еще овцы — это же мясо.

Чем мама красила нитки льняные, шерстяные?

Не знаю чем. Уже позже появилась какая-то краска, очень стойкая. Однажды наш кабан залез в сенцы, нашел краску и вымазался так сильно, что отмыть его не смогли. Так и зарезали кабана с красной мордой.

Ткань еще можно было соткать, а как с обувью дела обстояли?

Что-то носили… Летом босиком чаще. В школу я помню ходила в кирзовых сапогах. Наверное, за кем-то я их донашивала, потому как не новые они были. Чтобы мне дойти в Калатичи до школы, надо было перейти три канавы. Зимой доходишь до канавки, снимаешь сапоги, по льду босиком переходишь и на другом берегу опять сапоги надеваешь. Если в сапогах пойти, то в них вода попадет и я весь день буду сидеть с мокрыми ногами. Чуть позже стали уже резиновые сапоги появляться в продаже и в них тоже ходили. Иногда и в рваных ботинках ходили дети в школу. Такая беднота была — не за что было купить ребенку обувь.

В чем кушать мама готовила?

Чугунки были, кастрюли, горшки. В Заполье был отличный гончар, которого все звали Патуп. Почему его так звали я не знаю, может быть, это его прозвище. Он появился в деревне после войны. У него во дворе было что-то наподобие шатра, где он делал и обжигал горшки, кувшины для молока. Неделю он работал, делал горшки, а в выходные ехал продавать. Все вырученные с продажи деньги пропивал и опять начинал горшки делать… И так по кругу.

В деревне много ремесленников было?

Вот Виктор Костецкий бочечки делал разные большие, маленькие, с крышечками. Мои родители у него тоже бочечку с крышкой заказывали. Мама крышку использовала иногда не по назначению: тарелок в доме на всех не хватало, поэтому она за ужином ставила на стол крышку от бочки и высыпала туда картошку вареную.

Как праздники проходили в деревне и что праздновали?

Самым главным в Заполье праздником была Покрова. В деревню все к нам приезжали в этот день на кирмаш. Людей приезжало, приходило несметное количество. В каждом доме застолье.

А советские праздники?

Советские праздники отмечать стали уже в 1960-х. А в моем детстве и юности я не помню, чтобы что-то праздновали. Новый год потихоньку приживался, но очень медленно. 8 Марта тоже не сильно популярным было. Из всех советских только день революции отмечали, но официально, без народных гуляний и застолий по домам.

Много ли в Заполье во время вашей молодости было парней и девушек?

Много. Однако почти все мои одногодки разъехались кто куда. В то время паспорта в колхозе на руки не выдавали, чтобы люди не могли уехать из деревни. Нужна была веская причина, чтобы его забрать из правления колхоза. Кто-то уезжал учиться, кто-то по блату забирал паспорт. Короче говоря, любыми путями молодежь «вырывала» свой паспорт и уезжала из колхоза. Все хотели лучшей жизни, а в колхозе был тяжелейший труд и работа за палочки в табеле.

Ваши родители в колхозе на какой работе были заняты?

Мама немного работала дояркой, но в основном была в полеводческой бригаде. Папа пахал, сено косил, на ферме работал. Все деревянные сараи в колхозе, где коров и телят держали, он рубил, ставил.

У всех детей, особенно в больших семьях, наверное, были свои домашние обязанности. У вас были?

Конечно. Летом нужно было корове травы нарвать. Свиней пасли: гнали их к речке и там пасли. По субботам я должна была обязательно полы мыть во всем доме. А полы были некрашеные, как сейчас. Чтобы довести их до идеального состояния приходилось веником березовым (деркачём) их натирать. Мама обязательно проверяла качество мытья. Мне лет 10 было, когда это всё стало моими обязанностями.

Чтобы заработать во многих семьях подрабатывали тем, что плели осиновую стружку. С какого возраста примерно допускали детей до этой работы?

Совсем малые уже плели. Как только я себя помню, так мы с этой стружкой. Во-первых, это было интересно, во-вторых, никакие руки лишними не были. Труд был легкий и деньги платили за него сразу. Наша семья большая и мы много продукции выплетали.

Когда в Заполье появилось электричество?

Где-то в начале 1960-х. Для первых лампочек не было выключателей. Чтобы включить свет лампочку вкручивали в патрон, а чтобы выключить — выкручивали. Какое-то время, недолго, так пользовались светом дома. До этого керосиновыми лампами дом освещали.

Радио пришло в дома раньше, чем электричество, где-то в 1958 году. Моя бабушка сильно любила слушать радио. Она жила за деревней, и чтобы к ней провести радио нужно было купить за свой счет столб. Но почему-то не купили, и бабушка приходила то к соседям, то к нам его слушать.

Мебель когда стала появляться в домах запольцев?

Где-то в начале 1960-х примерно. Люди стали жить немного лучше, хозяйством разжились, появились лишние деньги. Стали шкафы покупать. А до этого во всех домах, в том числе и у нас, одежду хранили в скрынях. Они всякие были: обычные, раскрашенные, расписанные красиво. В зависимости от того, что в них хранилось. Красивые стояли в доме на самом видном месте. Кроме того, в такой скрыне хранили самые дорогие и ценные вещи. В сенях если ее поставить, они же могли испортиться.

Примерно в это же время стали в деревне велосипеды появляться. Если кто в деревне велосипед покупал, все говорили: «О! Ты разбогател».

Расскажите, как выглядел крестьянский дом в Заполье на примере вашего.

Заходишь из двора и сразу попадаешь в сени. Здесь хранились чугуны, кадушки (цэбры) и другие хозяйственные приспособления.

Полочек, шкафчиков там не было?

Нет. Полочки для посуды (палицы) были в доме. А шкафчики стали делать позже. Папа мой сам такие не делал. Но в деревне был дедушка (не помню кто), который занимался изготовлением такой мебели. Он даже коляски на колёсиках чтобы детей возить делал. У него покупали такие коляски.

Дальше идем в дом.

Сразу как заходишь в доме слева стояла печь. Напротив печи — стол, где хозяйка что-то нарезала, когда готовила еду и там же обедали. От этого стола до следующего угла широкие лавки стояли. По диагонали от печи был так называемый Красный угол, где обычно висела икона, а под ней стоял еще один стол. Он был всегда убран красивой нарядной скатертью. Дальше уже кровати стояли. Кстати, когда в доме всем не хватало места, где спать, то ложились на широкие лавки и спали. От печки почти в каждом доме делали полати (лежанка, устроенная между стеной дома и печью). Это был деревянный настил, который сооружали под потолком. Там тоже можно было спать. Когда мы переехали из Воркуты обратно в Заполье, построили этот дом, муж захотел поставить печку — уж очень он любил на ней лежать. А кроме печи еще он сделал для себя полати: затащил туда матрас и спал (а раньше в моем детстве туда для мягкости подкладывали старые зипуны, свиты). Наш сосед как-то пришел к нам, посмотрел на эту конструкцию и тоже себе сделал полати.

Деревенские дома были маленькие. Вот такая одна комната и всё. Могли занавеску вешать, чтобы комнату зрительно поделить.

Какие постройки были во дворе?

Стопка, дровник, сеновал, сараи, где коровы, свиньи, овцы стояли, где сено хранили. Сарай для птицы мог быть. Но курей обычно держали в сарае рядом с коровой. Там было теплее зимой в сильные морозы. Были такие случаи: приходит хозяйка утром курей выпускать, а несколько птиц мертвые лежат — за ночь замерзли.

Картошку хранили обычно в стопке. У некоторых в доме под полом был погреб. Чтобы зимой картошка не замерзла, в стопку в ведре носили угли из печки. В стопке стояли засоленные огурцы, капуста в бочках. Варенье не варили, ягоды, сливы, груши и яблоки сушили на печке, а потом зимой компоты варили вкусные. Из фруктов еще и настойку делали.

Что ваша мама самое вкусное готовила?

По выходным мама делала блины. По возможности жарила мясо с салом и тушила это всё в сметане. Это были самые любимые блюда всей нашей семьи! В будние дни борщ, суп, каша. Для меня же самым вкусным блюдом была кровянка (кровяная колбаса). Но не свежая, которую только испекли в печке и достали, а поджаренная, с румяной корочкой хрустящей.

А сладости?

А сладости все, какие приносили в дом были любимые (смеется), потому что их в нашем детстве было очень мало. Мама иногда ходила в Глуск по своим делам, а мы часами сидели в начале деревни ее ждали, караулили. А она приносила карамельки-подушечки, драже горошек. Однажды зимой в деревне у Марии Молокович была свадьба и по традиции невеста бросает детям конфеты. Вот она в газету заворачивала драже горошек и бросала гостям. А я маленькая, лет 5 мне было, несмышленая ходила и собирала эти кусочки газеты, что лежали на земле, думала хоть одну конфетку кто-нибудь пропустит, не заметит и она мне достанется. Но ничего не нашла…

Брали ли вас в детстве родители с собой в город когда-нибудь?

В Глуск мама брала: помню ходили несколько раз, она меня за ручку вела. А в Бобруйск я впервые попала, наверное, в классе шестом, когда была. Там сестра устроилась на работу и жила, поэтому и поехали к ней в гости. Шли через речку на шоссе, ловили попутку и ехали до Бобруйска.

А родители как далеко от дома уезжали?

Отец никуда не ездил дальше Бобруйска, Минска. А мама, когда мы все разъехались по разным городам Советского Союза, приезжала в гости ко всем детям.

У вас в семье было много детей. Как ваша мама справлялась: на работу в колхоз ходила, со всеми хозяйственными делами и детьми?

Мама была невысокая женщина, но шустрая, быстрая на работу. Меня она родила дома на печке ночью. Пришла бабушка (ее мама), помогла немного. А утром мама уже стояла возле печки и готовила на всю семью завтрак да обед и кормила большое хозяйство. Я, новорожденная, стала плакать, и мои сестры и братья утром с удивлением обнаружили, что детей в доме стало больше. Потом дети подрастали и помогали справляться со всеми делами. Моя самая старшая сестра 1924 года рождения, а я 1942-го. Вот она моей нянькой и была.

С собой на поле, когда мама ходила жать или сено сгребать вас маленькую брала?

Нет, меня не брала, было же кому за мной присмотреть дома. А вот наша соседка, Миколаиха, ходила жать жито с колыбелькой в которой спал малыш. Однажды в поле сильный ветер поднял колыбельку, и мальчик выпал, ударился и у него случился паралич — не двигалась рука и нога.

Старшие сестры, братья за вами присматривали, а как они вас развлекали, куда водили?

Дети все вместе играли. Никаких особых развлечений, кроме обычных игр, у нас и не было. Далеко от дома старшие меня не водили. Я маленькая не знала, где кто живет и не знала, как вернуться домой если что. Мы часто с мамой ходили через всю деревню к бабушке. Она жила на конце деревни, ее дом отдельно стоял, через греблю (насыпь, дорога через болото). Вот мы шли, и мама мне рассказывала, кто в этом доме живет, кто в другом и так далее, но я не могла столько информации сразу запомнить.

Были ли случаи, когда роженицы или дети умирали при родах?

Про рожениц не знаю. От аборта слышала, что женщина одна умерла. Сама себе сделала аборт. А детей младенцев много умирало. У сестры моего отца, Ефросиньи, родилось 16 детей, так вот из них трое умерли при рождении. Много детей в деревне умирало маленькими. Болели, а до больницы добраться было сложно. До Глуска по теперешним меркам вроде и не далеко, а тогда, при отсутствии транспорта, это было большое расстояние. Да и в Глуске один врач был на всю округу — Александр Семёнов. Чтобы доехать до больницы нужно было лошадь в колхозе попросить. И от настроения бригадира зависело даст он тебе коня, чтобы ребенка отвезти к врачу, или нет.

Расскажите, как вас родители воспитывали, приучали к порядку и дисциплине?

Родителей мы слушались. Но были моменты, когда и заслуживали наказания — вредничали. Папа более строгий был. Но он так говорил: «Вы не дожидайтесь, чтобы я вас наказывал. Лучше слушаться, потому что если накажу, то капитально».

Как наказывал?

Ремнем получали. В угол дома не ставили, так в школе наказывали.

Жили ли дружно люди в Заполье? Дружили ли соседи?

В основном нормально жили. Многие дружили тесно. Но были и те, кто постоянно ругался друг с другом, как, например, наши соседки Марка и Феня. Они постоянно скандалили даже без причины. Иногда споры за землю возникали.

Вы говорили, что в 18 лет уехали к сестре на целину. Почему решились уехать?

В колхозе не хотела оставаться. Сначала сестра Аня уехала к нашим родственникам на целину, а потом и меня к себе позвала. Очень мне там нравилось. Если бы мне предложили прожить мою жизнь заново, я бы опять так же поступила и всё это прошла. Я уехала где-то в начале 1960-х. Сначала жила в Целиноградской области. Работала в детском саду воспитателем. Потом поступила в кооперативный техникум. Но обучение не закончила, вышла замуж. Переехали с мужем в Новосибирск (там его семья жила), но мне климат не подошел, и мы отправились в Воркуту.

Родители не были против вашего замужества? Вашим сестрам и братьям они выбирали пару?

Наши родители в это не вмешивались. Говорили: «Если тебе нравится парень, то выходи замуж, но запомни, что это уже навсегда». Как-то наш брат, который жил с семьей в Норильске, приехал к родителям вроде бы в гости, но привез с собой много вещей. Отец сразу не понял, что случилось. Однажды вечером брат начал говорить, что приехал навсегда, с женой, мол, развожусь. Папа сильно разозлился и фактически выгнал сына из дома: «Езжай мирись с женой и не смей сюда возвращаться! Женился, хорошая жена была, а теперь, что плохая стала?». Брат уехал, помирился с женой, и они прожили всю жизнь вместе до конца. Если бы тогда папа промолчал, не вмешался, неизвестно как бы сложилась судьба нашего брата.

Встречали ли на просторах Советского Союза земляков из Заполья?

Встречала людей из деревни Маковичи Глусского района, а с земляками из Заполья я немного разминулась в Воркуте. Там жил и работал Павел Малевич, но, когда мы приехали он с семьей уже вышел на пенсию и куда-то уехал.

Почему решили вернуться на родину спустя много лет?

Мы сюда вернулись, когда мой муж, Виталий, ушел на пенсию. Он работал шахтером и в 50 лет вышел на пенсию. Переезд сюда — это было его желание. Он вырос в Новосибирске в большом городе. Мы с ним приезжали время от времени к моим родителям в Заполье и ему здесь очень нравилось. Впрочем, тогда и людей в деревне больше было, а еще клуб, библиотека, магазин.

Приехали, построили другой дом (старый сгорел), завели большое хозяйство: корову держали, свиней, курей. Огород большой был. В основном со всем этим управлялся муж, а я помогала немного только.

Выбор куда уехать из Воркуты у нас был большой. Можно было, к примеру, в городе квартиру купить. Я совсем не хотела в деревню возвращаться, потому что знала, как здесь тяжело жить, но поехала за мужем и вот уже 33 года опять живу в родном Заполье.

Как вы думаете, почему молодежь во время вашей молодости массово уезжала из деревни?

Очень, очень тяжело было жить в деревне. В колхозе в конце года давали только какие-то копейки. Родители хотели для своих детей лучшей жизни и уговаривали учиться и уезжать в город. Все знали, что там жизнь легче и лучше. Я когда приехала на целину, то ужаснулась сколько там было молодежи. Они же все уехали из родных деревень в поисках лучшей жизни.

Ваши братья, сестры тоже все уехали из Заполья?

Да, все уехали. Только в отпуск приезжали к родителям. Жили кто где: в Норильске, в Северном Казахстане, в Калининграде, в Бобруйске…

Родители не звали детей обратно в Заполье?

Таких и разговоров даже не было. Они видели, что дети там хорошо живут. В деревне тогда даже воды в доме не было, в колодец ходили за ней. Туалет на улице. А зимы были раньше такие суровые!

А сейчас бы вернулись в город?

Нет, сейчас мне здесь лучше. Дом у меня со всеми удобствами. Есть баня своя. Так что теперь мне и в деревне хорошо.

Как вы думаете, можно ли сейчас возродить деревню?

Наверное, уже нет. Дачников сейчас много, а зимовать только человек 30 остается. Все привыкли к удобствам, комфорту, теплой ванной и туалету. Конечно, можно и здесь это всё сделать, но не у всех есть такие деньги.

Кроме того, в деревне нет стационарного магазина. Да, приезжает автолавка, но вы видели, что там за товары, какой там «ассортимент»!? Последний раз приехала автолавка, а там только куры и колбаса, больше ничего. Кто помоложе, да еще и машина есть, те в Глуск ездят за продуктами. Я тоже ждут своих родных: приедут на выходные и мне привезут всё, что нужно.

Хочу спросить про вашего брата Владимира Малевича, педагога и поэта. Расскажите откуда у него такой талант?

У нас была очень хорошая библиотека — отец любил читать. К сожалению, при пожаре всё сгорело. Так вот брат рос среди книг и его врожденный талант с их помощью раскрылся. В нашей семье была традиция: в красную субботу перед Пасхой мы с братом шли ночевать к бабушке за деревню. Дело в том, что на Пасху рано утром на бабушкиной вишне всегда пел соловей (такое вот мистическое совпадение) и, чтобы не пропустить его пение, мы оставались ночевать. Утром нас бабушка будила, мы слушали соловья и шли домой обратно. Возвращались через греблю (гать), и Володя всегда про нее сочинял стихи. В школе он писал стихи, выступал на больших праздниках. Володя закончил историко-педагогический факультет Усть-Каменогорского педагогического института. Работал учителем, директором школы, литературным сотрудником газеты «Дружба» города Зайсан Восточно-Казахстанской области. В этой газете, а также в областной газете «Знамя коммунизма» он опубликовал свои первые стихи. Первый сборник его стихов вышел в 1991 году. Всего у него вышло шесть сборников стихов. К сожалению, в 1998 году Володя умер. Вот его стихотворение о нашем Заполье.

Небольшое облако над полем

Солнышко сияет в тишине,

Вот опять я в родном Заполье.

Удивляюсь каждой новизне

На скамейках, около заборов

Греются на солнце старики.

Меж собой увлекшись разговором,

Вспоминают были от тоски.

Оживают свежею страницей

Снова мысли в памяти моей.

Как смогли они в ней сохраниться

Уж давно ушедших в лету дней?

Непривычно сознавать, но годы

Изменили жизнь и быт людей,

И на песни здесь уже не мода,

И сельчане вроде бы не те.

Мы не так и жили, и любили,

И, быть может, кто-то, как и я,

Вспоминает обо все, что было,

Милый образ в памяти храня.

Прокрутить вверх